Преподавание сосудистой хирургии в медицинских вузах. Перспективы и нерешенные вопросы

П.Г. Швальб, Р.Е. Калинин

ГОУ ВПО РязГМУ Росздрава, Рязань, Россия

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сосудистая хирургия, преподавание.


На протяжении долгого времени преподавание сосудистой хирургии в высшей школе осуществляется в курсе факультетской хирургии студентам 5-го курса лечебного факультета. В последнее десятилетие в ряде вузов России организованы самостоятельные кафедры, как правило, ассоциированные с различными курсами, ввиду небольшого количества учебных часов, выделенных на сосудистую хирургию как таковую. Действительно, в соответствии с программой по хирургическим болезням для студентов лечебных факультетов высших медицинских учебных заведений (ВУНМЦ, 2000 г.) на преподавание дисциплины выделено лишь 22 часа (18 часов практических занятий и 4 часа лекций) и нет возможности самостоятельного обеспечения часовой нагрузки. Серьезным «источником» часов может являться преподавание ангиологии и сосудистой хирургии интернам и ординаторам терапевтического и хирургического профиля, однако здесь проявляется серьезная проблема учета часов учебной нагрузки. Выделяемые на интерна (ординатора) 50 часов в год полностью учитываются кафедой, к которой обучающийся приписан, а для кафедр осуществляющих преподавание смежных дисциплин, в рамках утвержденных рабочих программ и учебных планов, часы не учитываются. Таким образом, вопрос учебной нагрузки является до настоящего времени нерешенным. Нет окончательной ясности о самостоятельности дисциплины и количестве часов предусмотренных в государственных образовательных стандартах третьего поколения, введения которых ожидает вся высшая школа. Небольшое место сосудистой хирургии в общей структуре подготовки врача-лечебника не соответствует значимости вопросов, рассматриваемых в рамках курса. Вопросы острой сосудистой патологии (тромбозы артерий и вен, ТЭЛА) практически не рассматриваются в смежных дисциплинах, следовательно, сохраняется определенный пробел клинических знаний в блоке общепрофессиональных дисциплин. Близость классической сосудистой хирургии и эндоваскулярной рентгенохирургии в перспективе делает актуальным организацию крупных клинических кафедр с расчетом учебной нагрузки как для студентов, интернов, клинических ординаторов, слушателей ФПДО. Это позволит эффективно проводить учебную, научную, лечебную работу в векторе современной хирургии магистральных артерий и вен, таким образом, значительно повысить качество подготовки врачебных кадров.